Особенности национальной коррупции в строительстве

И федеральные законы, и муниципальные правила, регулирующие строительный бизнес, далеки от совершенства. Они способствуют не только возникновению юридических коллизий, но и провоцируют коррупцию
Специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ) установили, сколько тратят застройщики жилья на возведение типичного многоквартирного дома. Исследование «Оценка издержек получения государственных и муниципальных услуг, необходимых для строительства многоквартирного жилого дома» было опубликовано в конце прошлого года, в его основу легли опросы участников рынка. В анкетировании принимали участие застройщики из 16 российских городов, в том числе и двух сибирских — Иркутска и Новосибирска.
Результаты весьма неутешительны: неформальные платежи строительных компаний в большинстве случаев в разы превышают официальную стоимость государственных и муниципальных услуг. Не во всех городах, конечно, спекуляции чиновников одинаково вопиющи. В основном нерегламентированные отношения между чиновниками и застройщиками принимают максимальное выражение в мегаполисах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Владивостоке. К примеру, в столице Сибири объем взяток в восемь раз превышает объем платежей по установленным тарифам. Исходя из данных рейтинга, составленного специалистами ВШЭ, Новосибирск является одним из самых коррумпированных городов России в строительном секторе. Хуже ситуация только в Москве.
В принципе, дополнительные платежи не являются редкостью в практике строительства. Они могут возникать из-за особенностей земельных участков или их расположения. Компании понадобятся дополнительные согласования с ведомствами или специальными службами в случае, если строящийся многоэтажный дом расположен на набережной реки или вблизи железной дороги, или если под застраиваемым участком проходит линия метрополитена. В Москве и Санкт-Петербурге проблемы возникают при строительстве объектов на правительственных трассах — застройщики в таких случаях вынуждены получать множество дополнительных согласований, в том числе и за «конверты».
Однако существуют еще две причины возникновения дополнительных платежей. Во-первых, это откровенные злоупотребления чиновников. Говоря проще, случаи вымогательства. Во-вторых, это неформальные платежи, инициатива осуществления которых принадлежит уже самим застройщикам. По утверждению респондентов, для них время — это деньги, поэтому, чтобы сократить сроки получения необходимых бумажек, а также снизить прямые затраты на привлечение квалифицированной рабочей силы, они зачастую идут в обход официальных процедур и не в полной мере соблюдают обязательные требования к строительным работам. Очевидно, что поводы для дачи взяток возникают там, где правила предоставления услуг недостаточно регламентированы. Выходит, что на строительном рынке российских городов отношения между застройщиками и властью не всегда прозрачны и совсем не строго конституированы, что дает массу поводов для решения вопросов с помощью пресловутых «конвертов».
«То, что проблема неформальных платежей существует, подтверждает и руководство страны, естественно, и Новосибирск не является исключением. Наиболее серьезные затраты в городе фиксируются при получении, выполнении технических условий, при решении вопроса по землеотводу, выделению участка. Аффилированным фирмам и тем организациям, которые готовы делать «откаты», а не ждать у моря погоды, проще решать свои проблемы. Но стоит отметить, что последнее время увеличивается количество мелких «поборов», которые в сумме составляют не один миллион рублей. «С нами не церемонятся, и вопросы решают не по-детски», — отмечает президент Ассоциации строителей и инвесторов Новосибирска и Новосибирской области Константин Боков. Соотношение стоимости непосредственно госуслуг к размеру неформальных платежей везде разное.
Неформальные платежи, согласно данным исследования ВШЭ, адресуются в ряд надзорных организаций (от комитетов благоустройства до управлений Росреестра), но в основном «конверты» носят в муниципалитеты. Для строительства многоквартирного жилого дома сегодня необходимо сделать 21 обращение, общая стоимость которых составляет около 1,5 млн рублей, а время предоставления результатов (в среднем по стране) по ним — 582 дня (в Новосибирске — 651 день, в Иркутске — 401 день). При этом застройщик несет издержки, связанные с подключением к инфраструктуре, в размере около 30,5 млн рублей. Но это — «средняя температура по больнице».
В двух сибирских городах, попавших в исследование ВШЭ, цифры иные. В среднем на госуслуги, неформальные платежи и техническое присоединение к сетям в Новосибирске застройщику надо потратить чуть более 30 млн рублей, а в Иркутске — более 11,5 млн рублей. Из этих сумм непосредственно на госуслуги приходится всего 611 тысяч и 1,1 млн рублей соответственно. Львиная же доля затрат уходит на технические условия, а неформальные платежи, согласно подсчетам ВШЭ, составляют 5 млн рублей в Новосибирске и 300 тыс. рублей в Иркутске.
Диверсификация подати
Предоставление госуслуг условно можно подразделить на семь групп, соответствующих основным стадиям реализации проекта застройки:
1. заключение договора аренды земельного участка;
2. предварительная подготовка проекта строительства;
3. утверждение проекта строительства;
4. подготовка к строительству;
5. строительство;
6. сдача объекта в эксплуатацию;
7. государственная регистрация построенного дома.