Поиск виновного при помощи технологии оценки благонадежности
Приятно писать о высоком и героическом. Но жизнь, как монета, имеет обратную сторону. Любой компании приходится сталкиваться с проявлениями нелояльности и даже неблагонадежности своих сотрудников. Если лояльность – это готовность принять корпоративные нормы и принципы и руководствоваться ими в служебных делах, то нелояльность проявляется в принижении их значения. Нелояльный сотрудник руководствуется личными интересами, а не интересами компании. Отчасти лояльный сотрудник в одних случаях принимает во внимание корпоративные правила, а в других игнорирует их.
Нелояльность, конечно, совсем нежелательна, но в большинстве случаев вполне терпима. Наш опыт показывает, что существуют две крайности: компании лояльны менее 10% сотрудников или подавляющее большинство, до 80–90%.
И в том и в другом случае компании держатся на плаву. Лучше или хуже – другой вопрос. Нелояльность сотрудников тормозит бизнес, но не разрушает. Разрушить бизнес способна неблагонадежность сотрудника или группы сотрудников.
Неблагонадежность – это готовность нарушить закон. Чем выше уровень неблагонадежности конкретного человека, тем больше вероятность того, что он преступит закон, и тем серьезнее может быть преступление. Получается, что контроль уровня благонадежности есть профилактика преступлений, совершаемых сотрудниками. Но контролировать благонадежность сотрудников для большинства из нас – серьезный признак паранойи. Мы готовы подождать, пока грянет гром, лишь бы не прослыть подозрительными и негативно настроенными людьми. И долго ждать чаще всего не приходится.
Едва ли не каждая компания сталкивается с последствиями действий неблагонадежных сотрудников. Диапазон проступков и преступлений весьма широк: от банальной кражи в гардеробной комнате до разглашения коммерческой тайны и присвоения внушительных сумм. В проведенном нами в сети Интернет анонимном опросе "Использование ресурсов компании в личных целях" ответы на вопрос "Совершили ли вы по крайней мере одну кражу в компании, в которой работали или работаете?" распределились следующим образом:
47% – "нет, краж не было";
38% – "да, кражи были";
9% – отказ от ответа;
6% – "да, но не преднамеренно".
То есть более 40% опрошенных признают, что, так или иначе, кражи были! Не говорите после этого, что оценка благонадежности – это действие, лишенное практического смысла. Кража краже рознь. Не каждая кража приведет к краху бизнеса, но маленькая безнаказанная кража – лишний повод задуматься о мерах по исправлению ситуации.
Ответы на вопрос "Случалось ли вам использовать ресурсы вашей компании в личных целях?" распределились так:
46% – "да, время от времени";
17% – "да, очень часто";
17% – "да, редко";
8% – отказ от ответа";
7% – "да, с разрешения руководства";
5% – "нет, никогда".
Оказалось, что использование ресурсов компании, по мнению наших сограждан, не относится к разряду краж! То есть воспользоваться в рабочее время служебным телефоном по личным делам – не кража, а обычное и почти невинное использование ресурсов. В таком случае сделать копию паспорта на корпоративном копире, узнать через Интернет текущий репертуар кинотеатров – вовсе не нарушение…