Роль консалтеров и аналитиков рынка с наступлением кризиса сильно возросла

В начале кризиса девелоперы встали перед выбором: свернуть проекты или продолжать их развивать. Многим принять решение помогали профессиональные консультанты. А некоторые девелоперы, наоборот, стали экономить на «платных советах». Нужны ли консультанты рынку и из чего складывается стоимость услуг таких специалистов?
Как отметили участники круглого стола «Взаимодействие инвестора, консультанта и девелопера», роль консалтеров и аналитиков рынка с наступлением кризиса сильно возросла. Причем не только появилась необходимость в уверенном совете, разработках новых концепций, но и требования к качеству таких работ ужесточились. «Сегодня уже недостаточно просто показать банку некий документ под названием «Концепция», который никто не будет проверять и который очень часто был простой формальностью», – подчеркнул начальник управления развития девелоперской компании «ВПК-Сооружение» Алексей Поплавский.
«Так, сегодня, например, при разработке концепции строительства и развития торгового центра, от консалтера требуется хорошее знание рынка, способность прогнозировать ситуацию и на основании этих данных – возможность предоставить не один, а сразу несколько сценариев развития такого проекта. Чтобы у девелопера как минимум была возможность менять планировку здания с учетом оттока или, наоборот, наплыва арендаторов, и все это, – рассказывает Поплавский, – с минимальными денежными затратами для владельца здания».
В общем, консультант должен быть не просто подрядчиком, но полноценным участником всего девелоперского процесса, отметил руководитель отдела консалтинга и оценки Praedium Oncor Corp. Дмитрий Волков.
Откуда они такие берутся?
Где взять такого ценного и, главное, ответственного, болеющего за свое дело профессионального консультанта? Вроде бы, ответ лежит на поверхности: консалтинговых компаний пруд пруди.
Нанять консультанта можно как со стороны (по аутсорсингу), так и организовать в компании свой собственный отдел. Так, например, действует ГК «Ташир», «ДОН-Строй» также несколько своих проектов сопровождал собственными силами, о чем рассказал управляющий директор Praedium Михаил Гец.
В выборе – нанимать со стороны или открывать собственный консалтинговый отдел – эксперты рынка не сошлись во мнениях. Для кого-то логичнее для каждого нового проекта заключать новый договор консультационного сопровождения, для кого-то, наоборот, удобнее и выгоднее действовать собственными силами. А кто-то (как тот же «ДОН-Строй») может действовать только совместно с консультантами, подстраховывая и контролируя их действия штатными аналитиками и маркетологами.
(читайте далее на след. стр.)