Как не "попасть" при покупке зарубежной недвижимости

Обычно агентства недвижимости с возмущением опровергают догадки покупателей о том, что цена на объект «несколько завышена» за счет риэлторской наценки. Однако российский рынок недвижимости еще довольно дик и недостаточно цивилизован по сравнению с развитыми рынками, и многие посредники не прочь словить рыбку в мутной воде. Особенно легко провернуть такое дельце с зарубежной недвижимостью, ведь продавец далеко, за границей, да и говорит на другом языке…
Накрутка сверху
Вот как увидел ситуацию на нашем деловом пространстве человек, много лет работавший на европейском рынке. «Я был просто в шоке. Русские риэлторы говорят: давай все подряд, а уж мы быстренько втюхаем, – рассказывает Александр Гладкевич, директор представительства компании Status Home в России. – Оверпрайс* для них – обычное дело, особенно на вторичном рынке, где цену сложно проверить. Наценка от риэлтора за продаваемый объект может доходить до 20%. Если в Европе посредники получают комиссию исключительно от продавца (в основном 5%, максимум в отдельных случаях – 10%), то русские брокеры норовят взять и с продавца, и с покупателя – в этом и состоит их бизнес».
Елена Егорова, директор по развитию Penny Lane Realty, признает, что бывают случаи, когда брокеры пытаются нажиться дважды и делают «накрутку» на цену от застройщика, но какова она – тайна. «Известны случаи, когда наши и иностранные брокеры завышают цены застройщика по обоюдной договоренности и уже эти деньги делят между собой в определенной пропорции», – рассказывает эксперт.
«Как правило, установленный процент платит застройщик, и в этом случае клиент не оплачивает предоставляемые агентством услуги, но если застройщик платит меньше 2% или не платит вообще (такое бывает, если другое агентство представляет застройщика на эксклюзивной основе), то комиссия берется с клиента», – разъясняет Тимур Сайфутдинов, управляющий директор департамента жилой недвижимости компании Blackwood.
«Со стороны небольших региональных агентств недвижимости иногда бывают попытки сделать наценку, но они оказываются безрезультатными, поскольку клиент без проблем может найти в интернете это же предложение у других агентств, которые предложат данный объект без наценки», – утверждает Станислав Зингель, президент международного агентства зарубежной недвижимости Gordon Rock. Что же, именно так мы и советуем поступать покупателям: доверяй, но проверяй.
Беда в том, что если объект купли-продажи – вторичка, то выйти на продавца бывает очень сложно, ведь его знают только риэлторы и информацию эту разглашать не торопятся. Знающие люди рассказывают, что на рынках, где существует серьезный дефицит объектов, например, в сегменте элитной недвижимости Лазурного берега, при сделке с многомиллионными особняками выстраивается целая цепочка посредников: со стороны продавца человек семь и со стороны покупателя – не меньше. Все они, как правило, пытаются «кинуть» друг друга и выпихнуть лишних, но те, что остаются «в игре», получают свой процент!