Когда лучше покупать и продавать квартиру?

Эксперты рынка недвижимости часто ссылаются на фактор сезонности, когда вдруг среди покупателей падает или увеличивается спрос на недвижимость. Дескать, осенью и зимой покупают больше, летом – меньше. Или вроде бы и нужно жилье, но его покупку откладывают «на после отпуска». Зимние холода или летняя жара также вносят поправки в «реестр» продаж: кому-то не хочется бегать по морозу или под палящим солнцем, чтобы рассмотреть имеющиеся предложения, и в итоге покупка снова откладывается на потом. Насколько реально сказываются сезонные факторы на росте или падении продаж?
Квадраты по осени считают
Многие эксперты считают, что преувеличивать влияние сезонности на количество сделок особых оснований нет. Если на рынке появляются интересные предложения, то они всегда находят своих покупателей, независимо от времени года. «Тем не менее у каждого сезона есть своя особенность, – рассуждает Артем Кохановский, директор департамента жилой недвижимости АН Great reality. – За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить осень 2008 года, когда начался кризис и активность покупателей резко упала. Да и прошлой осенью особого интереса к городскому жилью не наблюдалось. Зато весна 2006-го, напротив, отмечалась небывалой покупательской активностью. Мало того, пять лет назад спрос не спадал до середины лета, даже, несмотря на то, что цены росли как на дрожжах».
И все же сезонные тенденции на московском рынке жилья выявить можно. Аналитики отмечают, что традиционное затишье приходится на период январских и майских праздников. А всплески быстрых распродаж прослеживаются во второй половине августа и в сентябре. В этот период реализация квадратных метров, как правило, увеличивается на 10-15%. Но на столько же она падает в январе и в мае.
«Осенний спрос гораздо выше в самой столице, нежели за ее пределами, – объясняет сезонную тенденцию Александр Зиминский, директор департамента продаж элитной недвижимости компании Penny Lane Realty. – Если на загородном рынке активность покупателей повышается за счет клиентов, вернувшихся из отпусков, то городское жилье раскупается как уже отдохнувшими гражданами, так и представителями из провинций. Например, кто-то из состоятельных родителей, дети которых поступили в московские вузы, покупает для них в столице недорогие квартиры. Собственными жильем по осени хотели бы обзавестись и люди, которые получили возможность продолжить свою профессиональную карьеру в Москве. Активными приобретателями жилья всегда считались и провинциальные коммерсанты, приобретающие квартиры и апартаменты под офисные филиалы, а также жилье для своих сотрудников, уполномоченных возглавлять московские отделения компаний».
Другой показательный момент заключается в том, что спрос по осени на дешевое жилье в два раза выше, чем на дорогое. Потребность в «однушках» и «двушках» в панельных домах на вторичном рынке с приходом сентября-октября увеличивается на 20-25%.
«Если в конце 90-х и в первую половину нулевых годов рынок городского жилья действительно имел ярко выраженную сезонность, – подытоживает Олег Самойлов, генеральный директор «РЕЛАЙТ-Недвижимость», – то сегодня влияние этого фактора не является основополагающим ни для первичного, ни для вторичного рынков. Да, москвичи уезжают на отдых, но это не говорит о том, что продажи и покупки недвижимости летом резко останавливаются, а осенью достигают максимума».